Русская изба

в русской избе

На протяжении столетий страна наша не знала покоя. Но несокрушимым заслоном вставали перед недругом русские города. Словно кольчуга воина, опоясывали их кольца бревенчатых стен. О них разбивались вражеские орды. Народная архитектура породила героический образный строй. Недаром силуэты многих деревянных церквей и звонниц напоминают былинных богатырей, стоящих заставой на русских границах.
Из всех форм боевых башен крепостей наиболее удачной оказалась восьмигранная. И с практической, и с художественной точки зрения. А самым выразительным и целесообразным покрытием такого восьмерика явился шатер. На вершине шатра располагалась дозорная вышка. В церквах шатер завершался луковкой, стоящей на небольшом барабане.

терем

Вторая половина XVIII столетия — время последнего расцвета деревянной шатровой архитектуры. Именно тогда на русском Севере возникают чудесные шатровые церкви и часовни. В их числе одна из лучших — Успенская церковь в Кондопоге. Дерзко и горделиво взметнулась Успенская церковь над озером — на сорок пять метров! В окружении онежской воды она кажется еще более высокой и величественной. Уверенно подчиняя себе окрестное пространство, она и господствует над ним, и сливается в едином образе. Порой даже кажется, что вначале человек воздвиг храм, а уж потом создал ему достойную оправу — озеро, берег, село…

Тысячу лет назад на берега северных рек пришли выходцы из Пскова и Новгорода. Новгородцы издавна славились умением вязать бревна в срубы. Основным инструментом им служил топор. Из комбинаций простых, четырехугольных срубов или клетей вырастали целые села. Вот почему с первых своих шагов деревянное зодчество Севера стало явлением глубоко национальным.
Слово «изба» первоначально звучало так: «истьба, истопка». То есть жилище, которое отапливалось изнутри. А значит, служило надежным укрытием от холода и ненастья.

избы в Шушенском

Рубили избу радостно, как песню пели. Оттого и вырастали из-под топора мужиков не просто клети, а сказочные терема! Большое внимание уделялось убранству кровли и наличников. Ведь крыша — шапка здания, а окна — глаза. Резьба выполнялась с помощью долота и топора. Сквозные круглые отверстия и выемки делались коловоротом.
О многом поведала обыкновенная русская изба. О жизни наших предков, их мировоззрении. О замечательной художественной одаренности. О мудрости народа, сумевшего простую избу поднять до уровня высокого искусства.

Похожих изб нет, как нет и одинаковых людей. У каждой свое лицо, душа, осанка. Центральное место в украшениях жилищ занимал образ солнца. Солнцу служили кони, олени и утки. Символика народных образов охраняла человека от злых сил. Заглянем в любую избу. Вдоль стен стоят широкие пристенные скамьи. На них у окна — неизменная прялка. В красном углу, под иконами теплится лампадка. Ближе к среднему окну стоит большой стол, за которым в обед собирается вся семья.

Лицо избы — русская печь. Печь — центр внутреннего устройства и убранства избы. Домашний очаг охраняет резная голова коня или змея. Украшена печь и изображениями солнца и различных растений. Дополняет убранство избы вышивка полотенец, домотканых ковриков и половиков. Все с теми же образами и символами, что и во внешнем убранстве избы.